«Работа с детской и юношеской аудиторией в музее»

Отчет о проведении курсов повышения квалификации 
(программа дополнительного профессионального образования)

21-25 марта 2022

Место проведения: Русский музей 

Участники: 13 специалистов просветительских и образовательных служб (отделов) из 8 музеев и 1 образовательного учреждения Российской Федерации:

«Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»;

«Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева»;

«Государственный музей-заповедник «Павловск»;

«Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»;

«Самарский областной художественный музей»;

«Государственный музей истории Санкт-Петербурга»;

Средняя общеобразовательная школа №27 им. И.А. Бунина (г. Санкт-Петербург);

«Тверская областная картинная галерея»;

Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».

 

Курсы повышения квалификации организованы отделом «Консультационно-методический центр художественных музеев Российской Федерации» совместно с отделами службы по работе с посетителями и связям с общественностью. Образовательная программа была рассчитана на 36 академических часов (лекционных и практических занятий). Занятия проводили ведущие специалисты на экспозициях, в Зале заседаний ученого совета и в отделах Русского музея. Цель образовательной программы – совершенствование профессиональных компетенций слушателей курсов, оказание им консультативно-методического содействия в реализации программ и проектов, знакомство участников с опытом работы Русского музея с детской и юношеской аудиторией.

Программа охватывала следующие разделы:

  1. Русский музей – методический центр художественных музеев Российской Федерации.

  2. Традиции и новаторство экскурсионно-лекционного отдела в работе с детской и юношеской аудиторией.

  3. Современные музейно-образовательные технологии в работе с детской и юношеской аудиторией.

  4. Деятельность службы информации и коммуникации для детской и юношеской аудитории.

  5. Отдел «Российский центр музейной педагогики и детского творчества»: программы и проекты, обзор методической литературы.

  6. Инклюзивный музей: программы и проекты для детей и юношества с ограниченными возможностями.
     

По просьбе участников курсов были организованы индивидуальные консультации в службе «Виртуальный Русский музей». Образовательной программой было предусмотрено самостоятельное знакомство с предоставленными информационно-справочными и методическими материалами по тематике курсов.

В рамках курсов повышения квалификации прошел круглый стол «Формирование речевой культуры детской и юношеской аудитории через реализацию музейных программ и проектов»,  ведущими спикерами которого стали Марченко Ольга Игоревна, доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургского государственного института культуры, и  Горлова Валентина Александровна, заведующая отделом экскурсионно-лекционной работы Русского музея. С выступлениями на круглом столе приняли участие музейные специалисты из Самары, Твери, Петрозаводска, Павловска и Санкт-Петербурга.

На итоговом семинаре обучающиеся представили презентации «Работа с детской и юношеской аудиторией в музее», а также успешно ответили на вопросы аттестационной комиссии по программе курсов. По окончании курсов обучающимся были выданы удостоверения о повышении квалификации.